Главная  »  Статьи  » Автомобильные генераторы: конструкция, функции реле

Автомобильные генераторы: конструкция, функции реле

2016-01-20 16:30

« Назад

Принцип работы генератора и его ремонтРабота автомобильного генератора заключается в следующем. Ток подаётся на обмотку возбуждения (она находится на стальных полюсах генератора, размещенных на статоре). Обмотка возбуждения параллельно соединяется с обмоткой якоря, откуда с помощью коллектора и счёток снимается ток и отводится в электрическую цепь, питая аккумулятор и прочие нуждающиеся в электроэнергии приборы автомобиля.

Подробнее рассмотрим устройство, включаемое в цепь обмотки возбуждения. Это реле-регулятор, которое, в свою очередь, образуется тремя электромагнитными реле. К ним относятся:

  • Регулятор напряжения (РН — как его обычно маркируют на схемах). Его задача — не допускать слишком высокого или слишком низкого напряжения на генераторе. Задача выполняется благодаря уменьшению или возрастанию магнитного потока в обмотке статора. Если напряжение превышает расчётный предел, регулятор включает дополнительное сопротивление на обмотке возбуждения. Благодаря этому уменьшается ток возбуждения — и, соответственно, уменьшается напряжение. Если же напряжение не дотягивает до расчетного предела, необходимо шунтирование дополнительного сопротивления — соответственно, возрастание тока и повышение напряжения генератора. При этом скачков напряжения не происходит, потому что упомянутые процессы проходят в сети постоянно и с высокой частотой.

  • Ограничитель тока (в маркировке — ОТ) не позволяет току превосходить расчётную величину. Его обмотка расположена таким образом, чтобы быть последовательно подключенной от генератора к приборам, потребляющим ток. Если ток достигает величины, предусмотренной расчётным пределом, ограничитель срабатывает, включая дополнительное сопротивление. При этом уменьшается ток возбуждения, что приводит к уменьшению напряжения и уменьшению тока. Если потребители будут отключены, ограничителем будет поддерживаться постоянная величина зарядного тока АКБ, а если включены — ток будет уменьшаться при увеличении сопротивления нагрузки. При превышении током внешней цепи допускаемого ограничителем уровня АКБ начинает разряжаться, потому что отдаёт ток во внешнюю цепь.

  • Реле обратного тока генератора Реле обратного тока (маркировка — РОТ). Этот прибор отключает генератор от цепи, если напряжение батареи начинает превышать напряжение генератора. Если это происходит, ток из батареи проходит через генератор : от этого перегревается обмотка и быстро разряжается АКБ, а генератору может потребоваться ремонт. Реле обратного тока производит автоматическое отключение генератора от цепи при соответствующих значениях напряжения. Если напряжение превышает расчетную величину, генератор снова включается.

  • Иногда в регуляторе присутствует и четвертое реле — оно отвечает за включение контрольной лампы. Такая лампа монтируется на приборной панели и сигнализирует о падении напряжения, когда генератор начинает получать энергию аккумулятора, а не наоборот. Как правило, такое реле помещают в отдельный корпус.